«Точка входа» — это тестирование, Java и Python
Самое популярное направление, которому учат в «Точке входа», — это тестирование. Высокий спрос на него держится, благодаря низкому порогу входа. Для успешного обучения не нужен технический бэкграунд. А еще тестерам проще устроиться на работу.
Второе направление — Java-разработка. Мы выбрали его, потому что за годы работы накопили хорошие экспертизу и курсы. Нам самим нужны были такие специалисты. К тому же, Java — самый популярный язык для бэкенда. Он так же хорош и как первый язык. При этом порог входа в Java выше, на его курсы идут уже подготовленные люди, они понимают, что не ошибаются с выбором профессии. У них либо уже законченное техническое образование, либо они самостоятельно пытались изучать программирование.
Сейчас мы разрабатываем новое направление — курс на Python, в дальнейшем мы сделаем из него фулстек-курс. Добавим к Python фронтендовые языки: Javascript и Vue JS.
Тренды онлайн-образования
- Студенты хотят больше работы с куратором, менторскую поддержку. Достать информацию для учебы, даже бесплатно — не проблема. Главное, чего не хватает — наставника, который бы работал вместе со студентом: отвечал на вопросы, помогал со сложностями. В большинстве школ есть поддержка кураторов, однако на практике часто оказывается, что они уделяют мало внимания.
- Геймификация — еще один тренд, но следуют ему не все. Все зависит от аудитории. Школы поменьше ориентированы на качество образования. Они считают, что повторять за преподавателем недостаточно для успешной учебы, а геймификация только отвлекает от сути.
- Государство участвует в онлайн-образовании. Помогает развиваться, вкладывается, запускает проекты. Например, «Цифровые профессии» существовали три года. Это проект Министерства цифрового развития, в котором обучали цифровым профессиям по минимальной цене. Онлайн-школы, предоставившие курсы, получали всю стоимость обучения от государства. Школы-участницы отбирали жестко. Требования — официально зарегистрированная образовательная организация с лицензией и подтвержденным количеством обучившихся.
- Многие открывают направление работы в B2B-формате — подготовка сотрудников организации по запросу, на основе уже существующего курса, который перерабатывается под их нужды. Цель таких курсов — не сменить профессию, а научить предмету, который сотрудники плохо знают.
- Согласно «Исследованию российского рынка онлайн-образования», студенты в середине прошлого года ориентировались на более короткие курсы. Спрос на длительные (12-18 месяцев) падал. Видимо, было сложно далеко планировать. В этом случае курс на три-четыре месяца кажется более привлекательным, чтобы быстрее стартануть в новой профессии.
С чем придется столкнуться при выходе на рынок
Сейчас аудитория уже понимает, что такое онлайн-обучение, в каком формате оно проходит, чего от него ждать. Поэтому возросла требовательность к качеству: к образовательной платформе, к тому, как часто и в каком формате общаются наставники.
Конкуренция на рынке онлайн-образования растет, нужно постоянно улучшать свой продукт и показывать ценность потребителям. Прошлый год был кризисным для многих. Люди экономили на вещах не первой необходимости — искали стабильности. Многие международные компании ушли с российского рынка, спрос на junior-специалистов упал, устроиться на работу стало сложнее.
Для онлайн-школ выросла стоимость привлечения лидов, стало меньше площадок для размещения рекламы. Пришлось искать новые способы привлечения клиентов, осваивать другие каналы.
Сейчас главная цель — найти свою нишу и не конкурировать с гигантами онлайн-образования. Искать ту аудиторию, которая не хочет идти к ним. Такая аудитория есть, и она понимает минусы работы с гигантами.
Продажник должен закрывать реальные проблемы клиента
Важно, чтобы менеджер по продажам сам хорошо разбирался в продукте и понимал, что продает и кому, какие проблемы клиента это решает. Но если потенциальному ученику нужна более профессиональная консультация, чтобы определиться с направлением, у нас есть возможность организовать такую встречу с разработчиками или тестировщиками.
Иногда даже директор компании Дмитрий Пашкевич проводит такие профессиональные диагностики. Выясняет, что человек уже знает, умеет, где и как это осваивал, в чем ему не хватает навыков или уверенности. Так мы помогаем студенту подобрать наиболее подходящую программу. В некоторых ситуациях мы где-то сокращали программу, потому что часть материала студент уже знал. Мы выделяли
только то, что нужно, а куратор не тратил времени и сил студента на уже освоенный материал.
Мы еще выстраиваем свой отдел продаж. Раньше мы делегировали это аутсорсу, сейчас ищем в команду людей, которые хорошо разбираются в продукте. Такой человек должен не просто работать по скрипту, а помогать потенциальному ученику разобраться в том, что ему нужно, какой курс лучше подойдет и в каком формате.
Четырехмесячный курс — это полгода кропотливой работы
Хотя бывает по-разному. Что-то мы нарабатывали годами. На примере тестерского курса: программа была почти готова, мы только обновили и актуализировали ее. В итоге на четырехмесячный курс понадобилось около шести месяцев работы. Время ушло на то, чтобы создать курс, записать видеоуроки, проработать домашние задания. На подготовку одного часа лекций уходило 22 часа
У джавистов и у питонистов сейчас уходит порядка 40-50 часов на один час лекции. Это довольно много, и мы ищем пути сократить это время.
Главное — найти свою нишу
В случае «Точки входа» в начале это были курсы, которые мы создавали для себя, с прицелом на то, что выпускник будет работать и расти внутри компании. Мы делали акцент на том, чтобы человек приносил пользу компании и проекту, когда придет работать.
Мы сделали курсы, в которые сами верим. Много лет учили разработчиков и тестировщиков для себя, поэтому знаем, какие навыки пригодятся на настоящей работе. Важно научить человека думать и понимать принципы работы языков программирования, чтобы ему было легко осваивать другие навыки, а не делать по принципу «Повторяй за мной». Для этого нужны хорошие преподаватели. Они должны сочетать реальный коммерческий опыт с умением грамотно упаковать учебную программу, составить учебный план.